Малыш, подрастая, становится активным участником процесса познания мира. Уже в раннем возрасте детки исследуют все, что происходит вокруг них, родители становятся участниками этого процесса. Важное место при этом отводится дидактическим играм. Благодаря им можно расширить представления малыша о происходящих событиях. Участие в играх способствуют развитию таких качеств, как наблюдательность, умение различать предметы и определять характерные им признаки, такие как форма, цвет, размер. В процессе игры малыши учатся находить простые связи между событиями, объектами.
Картотеку дидактических игр для детей средней группы можно охарактеризовать, как набор игр для коллективной или индивидуальной деятельности, в процессе которой дети проходят обучение.
Дидактические игры: признаки
Признаком, который отличает любую дидактическую игру, является наличие определенной структуры. Главными компонентами являются:
- наличие игрового замысла;
- выполнение определенных действий;
- соблюдение правил игры.
Смысл игры, как правило, заключен в ее названии. Выполнение игровых действий помогает развить в ребенке познавательную активность, проявить способности, используя приобретенные навыки и знания для достижения цели.
Следование установленным правилам позволяет мягко регулировать поведение детей, влиять на их взаимоотношения. Достижение поставленной цели в дидактической игре приносит малышам чувство удовлетворения, поэтому все ее элементы важны.
Занимаясь с малышами, важно помнить, что какой бы интересной игра ни была, ее длительность не должна быть более 10-15 минут. В противном случае снижается активность детей, они теряют интерес к происходящему.
При коллективной игре нужно учитывать индивидуальные особенности каждого участника: кому-то нужно выбирать задания полегче, кому-то, наоборот, нужно предложить сложное задание. Для выполнения действия одним ребятам понадобится подсказка, направление, другие способны справиться с задачей и самостоятельно.
Музыкально-дидактические игры
Этот вид игр направлен на развитие интеллектуальных и музыкальных способностей деток, их музыкальной памяти. Примером музыкально дидактические игры для детей средней группы может быть игра «Песня-танец-марш». Ее целью является научить ребят основным жанрам в музыке, развить в них способность различать танец, марш и песню. В ходе игры используются карточки, на которых изображены определенные действия, например, «мальчик танцует» или «девочка марширует». Прослушав предложенную мелодию, детки должны выбрать карточку с изображением, которое описывает ее.